Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует."
Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, что за 700 лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал св. пророк Исаия, говоря: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог."
Все народы христианские, все уверовавшие в Господа Иисуса Христа имеют Его Спасителем, Богом истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и объясняется имя Эммануил, "С нами Бог", о котором говорил пророк.
Эммануил - это Богочеловек, это Бог, Который с нами. И значит, что подлинное имя Ему Иисус, мы именуем Его Богочеловеком, Богом во плоти, Который был с нами. Совершилось днесь величайшее таинство нашего спасения, о котором говорил св. ап. Павел: "Беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти." Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым, немощным, пытаться проникнуть в нее?
Но мы знаем, что догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, догмат о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии есть основной догмат нашей христианской веры. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы вера наша.
Мы не знаем всей глубины этой великой тайны, но мы безусловно верим в то, что говорил о Себе Сам Господь, Иисус Христос. Он Говорил, что Он Сын Божий, Хлеб, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти. Но все-таки кое-что мы можем понять. Почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Потому что Он спасал нас от смерти вечной, от власти дьявола Крестом Своим, Своими страшными Голгофскими страданиями, самой Своей смертью. По правде Божией было необходимо, чтобы Господь Иисус Христос смертию смерть попрал, чтобы воплотился Он в человеческом теле и умер подлинной человеческой смертью. Господь Иисус Христос принес эту страшную жертву для того, чтобы приблизить нас к Богу, сделать нас из людей смертных, вечно живущими богочеловеками. Он Сам стал первым Богочеловеком и открыл нам путь к богочеловечеству, к тому, чтобы в нашем обновленном теле мы приобщились к вечной и бесконечной святости Божией, к богочеловечеству. И поэтому, Он не мог этого сделать, оставаясь только Богом. Он должен был стать Богочеловеком, должен был воплотиться от Пресвятой Девы Марии.
Вот то малое понимание, которое доступно нам в этой великой тайне, в которую и Ангелы небесные пытаются проникнуть и не могут. Это событие - воплощение Сына Божия - было так безмерно велико, что должно было быть предвозвещено чудесным образом: явлением Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, благой вестью о том, что зачнет Она от Духа Святого и родит Сына, Которому наречет имя Иисус. Это благовестие было величайшим из всех благовестий, которые когда-либо слышал род человеческий.
В Назарете в скромном жилище Пресвятой Девы Марии, явился Ей Архангел Гавриил с необыкновенным приветствованием: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах", Благословенна более, чем кто-либо из жен человеческих - первая благословенная среди них!
Как же встретила Пресвятая Дева Мария это страшное и дивное видение Архангела! Нет Она не пришла в ужас, не пришла в трепет, Она встретила его спокойно. Она только смутилась необычайностью приветствия Архангела: "Как это святой Архангел говорит мне: "Радуйся, Благодатная", как это называет он меня благословенной в женах?" Она только смутилась, но не ужаснулась, и не было смятения в сердце Ее. Потому что Она была святейшей из святых. Она встретила Архангела совершенно спокойно, ибо не было никакого контраста между Ее святой душой и сердцем и ангельским духом и сердцем. Она Сама была "Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим". Она это глубоко чувствовала в святом своем сердце. Она не могла не сознавать своей святости и величайшей чистоты и потому так спокойно и радостно встретила Архангела Гавриила, который принес Ей необычайную весть о том, что родит Она Сына, Который будет царствовать во веки над народом, над всем родом Иаковлевым. Пресвятая Дева Мария выразила только совершенно понятное недоумение - Она спросила Архангела: "Как это может быть, когда Я мужа не знаю?" И получила дивный ответ от него: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя."
Архангел возвестил Ей великую тайну бессеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа. Возвестил о том, что даст Ему Бог престол Давида и царству Его не будет конца.
Пророк Давид получил обычную земную власть над народом Израильским. А Господь наш Иисус Христос воспринял величайшую власть духовную. Он царствует над миром духовным. Он возглавляет Церковь Свою, о которой сказал, что будет существовать она во веки веков и что врата ада не одолеют ее.
И ныне среди нас благодатно царствует наш духовный Царь Господь Иисус Христос, и будет царствовать во веки веков.
Как же нам не преклоняться всем сердцем нашим перед Пресвятой Девой, которая стала орудием такой великой тайны Божией, которая чистотой своей и святостью послужила великому делу воплощения Господа Иисуса Христа? Как же не называть Ее нам "Честнейшую Херувим и славнейшей без сравнения Серафим"? Разве Мать Самого Царя Небеснаго не выше всех его слуг? Серафимов и Херувимов?
Конечно да. Конечно должны мы почитать Ее всем сердцем и считать своей Небесной Матерью. Мы должны обращаться к Ней как к Заступнице Нашей, и просить Ее молитв которые так сильны перед сыном Ея и Богом нашим Иисусом Христом.
В этот радостный день говорит нам святая Церковь: радуйтесь, Господь близко! От того, что близко Господь, и ближе всего - когда скорби, радуйтесь! И это снова звучит, как радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Радуйтесь всегда, непрестанно молитесь, за все благодарите: сия есть, воля Божия о вас во Христе Иисусе. Воля Божия - это радость, Крест данный в радости Благовещения и крест принятый: се, раба Господня. Без креста не может быть радости, и эта радость - для всех: се бо прииде крестом радость всему миру.
Благовещение - заря Пасхи. Молитвами Богородицы дай Господи нам в подлинном смирении, в крестном служении людям и Богу, обрести единственно подлинную радость - войти в радость Господа своего в Пасхе Его.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
"Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует."
Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, что за 700 лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал св. пророк Исаия, говоря: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог."
Все народы христианские, все уверовавшие в Господа Иисуса Христа имеют Его Спасителем, Богом истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и объясняется имя Эммануил, "С нами Бог", о котором говорил пророк.
Эммануил - это Богочеловек, это Бог, Который с нами. И значит, что подлинное имя Ему Иисус, мы именуем Его Богочеловеком, Богом во плоти, Который был с нами. Совершилось днесь величайшее таинство нашего спасения, о котором говорил св. ап. Павел: "Беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти." Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым, немощным, пытаться проникнуть в нее?
Но мы знаем, что догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, догмат о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии есть основной догмат нашей христианской веры. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы вера наша.
Мы не знаем всей глубины этой великой тайны, но мы безусловно верим в то, что говорил о Себе Сам Господь, Иисус Христос. Он Говорил, что Он Сын Божий, Хлеб, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти. Но все-таки кое-что мы можем понять. Почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Потому что Он спасал нас от смерти вечной, от власти дьявола Крестом Своим, Своими страшными Голгофскими страданиями, самой Своей смертью. По правде Божией было необходимо, чтобы Господь Иисус Христос смертию смерть попрал, чтобы воплотился Он в человеческом теле и умер подлинной человеческой смертью. Господь Иисус Христос принес эту страшную жертву для того, чтобы приблизить нас к Богу, сделать нас из людей смертных, вечно живущими богочеловеками. Он Сам стал первым Богочеловеком и открыл нам путь к богочеловечеству, к тому, чтобы в нашем обновленном теле мы приобщились к вечной и бесконечной святости Божией, к богочеловечеству. И поэтому, Он не мог этого сделать, оставаясь только Богом. Он должен был стать Богочеловеком, должен был воплотиться от Пресвятой Девы Марии.
Вот то малое понимание, которое доступно нам в этой великой тайне, в которую и Ангелы небесные пытаются проникнуть и не могут. Это событие - воплощение Сына Божия - было так безмерно велико, что должно было быть предвозвещено чудесным образом: явлением Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, благой вестью о том, что зачнет Она от Духа Святого и родит Сына, Которому наречет имя Иисус. Это благовестие было величайшим из всех благовестий, которые когда-либо слышал род человеческий.
В Назарете в скромном жилище Пресвятой Девы Марии, явился Ей Архангел Гавриил с необыкновенным приветствованием: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах", Благословенна более, чем кто-либо из жен человеческих - первая благословенная среди них!
Как же встретила Пресвятая Дева Мария это страшное и дивное видение Архангела! Нет Она не пришла в ужас, не пришла в трепет, Она встретила его спокойно. Она только смутилась необычайностью приветствия Архангела: "Как это святой Архангел говорит мне: "Радуйся, Благодатная", как это называет он меня благословенной в женах?" Она только смутилась, но не ужаснулась, и не было смятения в сердце Ее. Потому что Она была святейшей из святых. Она встретила Архангела совершенно спокойно, ибо не было никакого контраста между Ее святой душой и сердцем и ангельским духом и сердцем. Она Сама была "Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим". Она это глубоко чувствовала в святом своем сердце. Она не могла не сознавать своей святости и величайшей чистоты и потому так спокойно и радостно встретила Архангела Гавриила, который принес Ей необычайную весть о том, что родит Она Сына, Который будет царствовать во веки над народом, над всем родом Иаковлевым. Пресвятая Дева Мария выразила только совершенно понятное недоумение - Она спросила Архангела: "Как это может быть, когда Я мужа не знаю?" И получила дивный ответ от него: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя."
Архангел возвестил Ей великую тайну бессеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа. Возвестил о том, что даст Ему Бог престол Давида и царству Его не будет конца.
Пророк Давид получил обычную земную власть над народом Израильским. А Господь наш Иисус Христос воспринял величайшую власть духовную. Он царствует над миром духовным. Он возглавляет Церковь Свою, о которой сказал, что будет существовать она во веки веков и что врата ада не одолеют ее.
И ныне среди нас благодатно царствует наш духовный Царь Господь Иисус Христос, и будет царствовать во веки веков.
Как же нам не преклоняться всем сердцем нашим перед Пресвятой Девой, которая стала орудием такой великой тайны Божией, которая чистотой своей и святостью послужила великому делу воплощения Господа Иисуса Христа? Как же не называть Ее нам "Честнейшую Херувим и славнейшей без сравнения Серафим"? Разве Мать Самого Царя Небеснаго не выше всех его слуг? Серафимов и Херувимов?
Конечно да. Конечно должны мы почитать Ее всем сердцем и считать своей Небесной Матерью. Мы должны обращаться к Ней как к Заступнице Нашей, и просить Ее молитв которые так сильны перед сыном Ея и Богом нашим Иисусом Христом.
В этот радостный день говорит нам святая Церковь: радуйтесь, Господь близко! От того, что близко Господь, и ближе всего - когда скорби, радуйтесь! И это снова звучит, как радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Радуйтесь всегда, непрестанно молитесь, за все благодарите: сия есть, воля Божия о вас во Христе Иисусе. Воля Божия - это радость, Крест данный в радости Благовещения и крест принятый: се, раба Господня. Без креста не может быть радости, и эта радость - для всех: се бо прииде крестом радость всему миру.
Благовещение - заря Пасхи. Молитвами Богородицы дай Господи нам в подлинном смирении, в крестном служении людям и Богу, обрести единственно подлинную радость - войти в радость Господа своего в Пасхе Его.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов